Люди жили в Арктике 45 тысяч лет назад | Русская Арктика и Антарктика

Люди жили в Арктике 45 тысяч лет назад | Русская Арктика и Антарктика

Хитрый план российских экономических властей

  • Как известно, все валюты мира последние 2 года ослабляются к доллару, но рубль падает не только к доллару, но и ко всем валютам, за исключением гривны и венесуэльского боливара! Рубль грохнулся по отношению к сырьевым валютам Канады, Австралии, Чили, всех стран ОПЕК, Колумбии, Норвегии, Азербайджана, Туркменистана…
    В отличие от высокоразвитых стран типа Японии в России обвал рубля автоматически влияет и на инфляцию. Цены в Японии достаточно нейтральны к изменению курса иены, что обусловлено структурой потребительского спроса. Если японцам после девальвации не хватает денег на технику Samsung, LG или машины BMW, они пересаживаются на Sony и Toyota, а компании меняют иностранные станки и оборудование на национальное, причем не худшего качества.
    В России же в силу отсутствия своих товаров-заменителей сопоставимого качества девальвация нацвалюты прямо или косвенно влечет потребительскую и производственную инфляцию. Прямо – это когда импорт дорожает на величину, близкую к девальвации (сейчас в 1,7-2,6 раза на большинство импортных позиций). А косвенно – это когда отечественные производители при значительной зависимости от иностранных комплектующих и компонентов вынуждены перекладывать рост производственных издержек на конечные цены.
    Умеренная и правильно организованная девальвация может и должна влиять положительно на национальный бизнес, опять же как в Японии, где ослабление иены позволило экспорто-ориентированным компаниям существенно улучшить финансовые показатели.
    В России все наоборот. Как правило при девальвации непропорционально растут издержки бизнеса. В Японии они тоже растут, у них под 55% импорта – это сырье, однако сырье в структуре конечной стоимости продукции достаточно ничтожно. Япония высокотехнологичная страна, где развито производство высокого передела с очень высокой добавленной стоимостью. Доля сырья в конечной стоимости товаров в Японии разнится, но редко превышает 3-5%. Даже если иена упадет в два раза, конечные цены на товары вырастут на 2-3%. С учетом остальной продукции еще плюс 3%. В России норма иностранной продукции высока, и на каждые 10% девальвации повышение цен составляет около 2%. Т.е. падение рубля в два раза приведет к накопленному инфляционному эффекту в 20%, что в 4 раза больше, чем в Японии.
    Но это еще не все. Японский бизнес может кредитоваться под ставки, близкие к нулю. Девальвация повышает инвестиционный потенциал японской экономики, т.к. японские товары становятся более конкурентоспособными на мировом рынке. А под дополнительный спрос рентабельно развертывать производственные мощности.
    В России ничего этого нет. ЦБ РФ заблокировал возможность для инвестирования, сделав деньги критически дорогими, недоступными и короткими. Банки в России с 2015 года практически не выдают коммерческих кредитов сроком больше 3 лет, за исключением приближенных структур. Даже перекредитоваться сложно, не то что взять новый кредит. Да и если дадут, кому нужен кредит под 18-25%? Бизнес в России не имеет такой рентабельности, чтобы обслуживать долг по ставкам 18-25%.
    Девальвация нацвалюты может повышает привлекательность страны для прямых инвестиций – в первую очередь через снижение внутренних издержек на рабочую силу, транспорт, логистику, аренду. Но в России этого пока не происходит. Нет ни внутренних, ни иностранных инвестиций, нет улучшения конкурентоспособности российских товаров. Финансово-экономические обстоятельства и заблокированные рынки капитала для российских компаний мешают реализовать девальвационные возможности. В России девальвация привела к рекордной с 2001 года инфляции, рекордному с 1998 года обрушению доходов и расходов населения, самому мощному кризису за последние 15 лет. Все было сделано исключительно бездарно. Во всем. От начала и до конца.
    Бездарность финансового-экономического руководства привела к тому, что рубль имеет репутацию сора, от которого пытаются избавиться как можно скорее. Компании в России имеют до 50% депозитов в иностранной валюте, а население до 30%.
    Уровни вовлечения в иностранную валюту близки к рекорду. Казалось бы, в условиях санкций и всей этой геополитической возни должна происходить дедолларизации экономики, но все ровно наоборот. ЦБ РФ своими недалекими решениями подрывает доверие к рублю, причем на много лет.
    Все провалили. Сделали рубль самой слабой валютой в мире, за исключением гривны, и заблокировали феерический инвестиционный потенциал, который мог возникнуть (но не возник) на траектории импортозамещения. Попробуйте открыть бизнес по ставкам 18-25% – и посмотрим, что от вас останется.
    Еще говорят, что рубль сам летит в пропасть. При этом дикари в Нигерии, Алжире, Анголе как-то удерживают курс своих валют, а лучший экономист всех времен и народов Набиуллина – ни в зуб ногой. Что касается Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара – там частично финсистема под протекции и управлением США. Но почему Нигерия, при значительно большей зависимости от нефти, не имеет проблем с утечкой капитала, а Россия, встающая с колен, имеет?
    Курс рубля сейчас нельзя никак оценивать, поскольку он не зависит от стандартных финансово-экономических моделей. Тут больше замешана политики и хитрый план наших монетарных властей. Поэтому может быть все что угодно.
    Самое обидное во всем этом то, что Россия способна быть лучше Японии! У нас невероятный потенциал, что доказывают успехи в космосе, ВПК, ядерной энергетике. Все это – более чем высокие технологии. Ни Нигерия, ни Саудовская Аравия никогда не создадут ничего подобного. Но череда системных ошибок в финансово-экономической политике, откровенное вредительство (ну не просто же так капитал из страны выводили в неизвестном направлении 20 лет!) – все это ведет к тому, что по финансово-экономическим показателям мы опускаемся до худших представителей Африки. А могли бы быть на уровне лучших стран мира!

    spydell
6

Комментарии