Что такое элита? | ПЛОЩАДКА МИХАИЛА МОРОЗА

Что такое элита? | ПЛОЩАДКА МИХАИЛА МОРОЗА

то такое элита?

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
    Артем Гармаш написал 
    2 оценок, 39 просмотровОбсудить (5)
    Элита бывает разной. По существу, это слой социума, который выполняет в ней только одну функцию: создавать образцы и правила их потребления. И в этом смысле, если какой-то поп-певице, эпатажному спортсмену, скандальной журналистке, голоактеру или светской львице находится достаточно подражателей, то они явно являются элитой.
    Весь вопрос: КАКОЙ?
    Потому что есть элита и ЭЛИТА. Есть элита, так сказать крестьянская или мещанская, вошедшая в этот слой по существу так же, как таковой становились разбогатевшие крестьяне, мельники, мелкие купчишки давно ушедших эпох. Просто разбогатев и принявшись напропалую демонстрировать свое богатство. Ибо для человека с психологией мещанина богатство и способность им кичиться — это и есть мечта, к которой надо стремиться. Впрочем, в то время она занимала вполне подобающее ей место, будучи элитой только в рамках определенного социального слоя или группы. И точно так же ломая шапки перед знатью.
    И есть та часть элиты, от которой зависит развитие и само существование социума. Как раз она обозначается обычно термином «истинная элита» или, как и раньше, «знать». Впрочем, в наше время смысл этого слова, как и причины его использования в этом значении, довольно сильно изменился. Истинная элита сейчас называется знатью совершенно не потому, что в наше время, как, скажем, раньше, подавляющая часть этой истинной элиты является потомственными аристократами, хотя таковые представлены в знати очень значимо (во всяком случае, там, где аристократия социально оформлена). А потому, что это слово очень коррелирует с такими понятиями, как знание и значение. Социуму получить простую, так сказать, крестьянскую элиту (хотя так использовать это слово мне всегда не нравилось, уж больно от этого несет уничижением по отношению к людям, которые растят хлеб) очень просто. Достаточно какой-то части социума, обладающей богатством, начать подражать тем, кого твой социум считает большими. Другим социумам, другим странам,  которые с точки зрения господствующих в твоем социуме представлений считаются более успешными. (Буффи и прочие кургуду-  куку)
    Но этот путь может привести лишь к тому, что твой социум просто войдет в состав того, большого, в твоем представлении, социума на правах даже не младшего партнера, а прислуги. Дать своему собственному социуму шанс может лишь появление в нем истинной элиты или знати.
    А эту задачу простым подражанием не решить. В принципе истинную элиту, или знать, отличают только две компетенции. Правда, ключевые.
    Во-первых, умение владеть собой и, во-вторых, способность к мышлению.
    Владение собой означает, что ты овладел всеми четырьмя концами священного креста: телом, делом, словом и целью. Ну, насчет тела…
     В значимом для элиты смысле владение телом заключается в том, что мы овладели желаниями тела. Похотью, чревоугодием, сластолюбием, ленью… да все это уже перечислено в Писании. В качестве смертных грехов. И является всего лишь более точным определением таких классных, с точки зрения крестьян (как бы они ни назывались в разные времена — менеджерами, пролами, рядовыми гражданами, солью земли и передовым отрядом всего прогрессивного человечества), вещей, как секс, вкусная еда, неслабая выпивка или вечеринка с забойным продолжением. Это не означает, что принадлежащий к элите должен быть поголовно святым и сторониться и секса, и вкусной еды, и вечеринок. Это требует от представителя элиты защищать людей и помогать им, а не мучить их.
    Дело… дело может быть разным. Служим ли элита в армии либо исполняет свой долг в аппаратах чиновничьих, состоит ли в качестве топ-менеджеров в крупнейших банках или промышленных корпорациях либо просто тихо себе живет на маленькой ферме  — все это мы делается так, что, как только какой-то из представителей элиты объявляет о намерении оставить службу, к нему мгновенно выстраивается целая очередь из агентов, жаждущих представлять его интересы, работодателей, предлагающих ему самому назвать сумму и форму желаемого дохода, и представителей муниципалитетов, предлагающих поселиться на своей территории. Потому что каждый знает: дело, порученное элитарию  либо избранное им, будет делаться так, что самые смелые надежды окажутся недостаточно смелыми…
    Слово.... Ну со словом все понятно. Вторая сигнальная система. Разве можно хоть чего-нибудь добиться в человеческом обществе, не владея словом?
    Цель… Не имея цели, человек не способен оказывать никакого влияния на свою жизнь. С ним все всегда случается. И хорошее, и плохое. Второе — чаще. Каким бы он ни был талантливым, какие бы способности и возможности ему ни достались в наследство, без цели он ничто. И все данное ему Господом или унаследованное им от родителей довольно быстро истает, в лучшем случае послужив лишь на потеху окружающим. Только имея цель, человек может начать хоть как-то распоряжаться своей жизнью, начинает разбираться, чего ему не хватает для ее достижения, какие еще умения ему надо развить и способен ли он по своим физическим, финансовым либо мыслительным возможностям сделать это. А если нет, то как, с помощью каких иных умений он сможет справиться со своими недостатками? Но цель — это всегда идеальное. Целью не может быть нечто материальное, скажем, машина, квартира или контрольный пакет акций корпорации. Это либо вообще ничего не значащие вещи, либо всего лишь задачи, позволяющие разделить дорогу к цели на некие конкретные и простые для воплощения куски. Хотя умение ставить себе задачи и добиваться их выполнения уже может помочь организовать и придать смысл какой-то части человеческой жизни. Но только цель делает осмысленной ее всю. Наша цель — держать Империю. Все остальное — инструмент. Что бы ни делал гвардеец — служил, трудился в корпорации, тихо жил на ферме, расслаблялся ли на песках курортных планет или качал адреналин, прыгая с орбиты в легком комбинезоне на «крыле», — все это просто некие инструменты, ведущие его к одной и той же цели. Как вода океана может быть спокойной и тихой, а может бросаться всей мощью на берега и суда, застрявшие в шторме, сокрушая скалы и ломая борта, может быть теплой и ласкающей, а может — ледяной, мгновенно выстужающей тело, за считаные минуты выпивая из него тепло и жизнь, но это всегда вода. Только овладев всем этим, человек — любой, не только представитель элиты — может считать, что полностью овладел собой. Просто мы владеем этим все!
    Мышление. Мышление — это не то примитивное думанье, которое позволяет нам спланировать очередную покупку или выстроить разговор с начальником так, чтобы он дал тебе очередной отгул.
    Мышление — вещь чрезвычайно редкая, сродни умению лошадей танцевать. И так же, как подобные танцы, возникает только в результате очень жесткого обучения. И для большинства людей оно недоступно во многом потому, что практически бесполезно в обыденной жизни. Оно необходимо только знати, то есть той части элиты, которая не только задает образцы и правила их потребления, но способна делать это осмысленно, используя эту свою функцию для управления собой и тем социумом, знатью которого они являются, или для исправления его. Если элитное крестьянство уж слишком сбило его с пути. Во-первых, мышление всегда исторично. Первой, самой слабой ступенью историчности является умение помыслить себя, свое дело и свою цель хотя бы в шестидесятилетней перспективе. В перспективе трех поколений себя. Ибо мы есть то, что мы создали, сотворили. И наши потомки — это тоже мы… А ключевым оно становится, когда человек овладевает способностью оперировать как минимум в десятикратном по сравнению с этим временным промежутком. Что для простого человека выглядит как бредни или бесполезная чушь. Во-вторых, мышление всегда как минимум троично. Если кто-то предлагает тебе поразмыслить и выбрать одно из двух, на самом деле он старается исключить у тебя любые намеки на мыслительный процесс. А если ты сам видишь всего лишь два возможных решения — ты еще даже и не пытался мыслить. И, в-третьих, мышление всегда рефлексивно. Причем на самом деле настоящее мышление рефлексивно в степени — во второй, третьей… говорят, что теоретически можно войти в четвертую степень рефлексии. Но я с таким еще не сталкивался.  Но вот тем, кто претендует на то, чтобы стать знатью, без этого не обойтись. И только это — умение владеть собой и способность мыслить — делает человека знатью. Ничто другое: ни деньги, ни кровь, ни близость к власти — не способно сделать его таковым. Единственное, на что способно все это, — лишь на какое-то время дать иллюзию его принадлежности к истинной элите. Но ведь все иллюзии рано или поздно развеиваются…

    Комментарии